Программа воспитательной работы МБОУ Барская ООШ

1

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ 1. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
РАЗДЕЛ 2. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
РАЗДЕЛ
3. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль «Ключевые общешкольные дела »
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное
образование»
Модуль «Школьный урок »
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Детские общественные объединения »
Модуль «Экскурсии,походы»
Модуль «Профориентация»
Модуль «Школьные медиа»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Модуль « Работа с родителями»
Модуль «Профилактика»
РАЗДЕЛ 4. «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
РАЗДЕЛ 5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Календарный план воспитательной работы МБОУ «Барская
ООШ» на 2021-2022 учебный год 1-9 классах

2

3
3
5
8
8
10
11
13
14
15
16
16
17
17
19
19
23
25
26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ «Барская ООШ» (далее – Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания»,
утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее –
ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной
программы МБОУ «Барская ООШ» и призвана помочь всем участникам образовательного
процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым
сделать школу воспитывающей организацией.
В центре Программы
находится личностное развитие обучающихся в
соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации
программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.
Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося
воспитывает не документ, а педагогический работник - своими действиями, словами,
отношениями. Программа позволяет педагогическим работникам скоординировать свои
усилия, направленные на воспитание младших и старших школьников.Данная программа
воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «Барская ООШ»
является основной
общеобразовательной школой, численность
обучающихся на 1 сентября 2021 года составляет 53 человек, численность педагогического
коллектива – 10 человек. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное
общее образование, основное общее образование.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, сохраняется внутреннее духовное
богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и
приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного
обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и
культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием
окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к
3

семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Все педагоги
школы хорошо знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в
семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между
педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании
ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой
обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на
основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с администрацией сельского поселения. Принимаем
участие в их проектах, конкурсах и мероприятиях .
В школе функционируют отряды волонтеров, Дружина юного пожарного. Работает школьный
краеведческий музей.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и
взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа.
4

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель
воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их
социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления
социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников
позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего
образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не
прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим
на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение
в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
5

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата
в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного
общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением
утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для
развития социально значимых отношений школьников.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих
основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и
на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
6

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников. Способы достижения цели:
-четкое планирование воспитательной работы в классах;
-прохождение воспитательной работы через все виды и формы деятельности учителей и
учеников;
- методическая работа классных руководителей;
- работа в социуме с родителями, общественными организациями, организациями образования,
культуры и спорта;
-организация внутришкольного контроля, диагностика и анализ деятельности классных
руководителей.
Планируемый результат – формирование основного потенциала личности учащегося как
опоры в достижении цели (моделирование образа выпускника школы):


Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за свои действия,
осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании,
правовая

культура,

адекватная

умение отстаивать свои

самооценка,

честность, принципиальность,

взгляды

и

убеждения,

профессиональноесамоопределение, воспитанность;


Интеллектуальный

потенциал:

достаточный

уровень базовых

знаний, норм

социального поведения и межличностного общения, достаточный уровень базовых
знаний, способность

к самообразованию,

целостное

видение

проблем,

свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне, самообразования;


Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, культура общения,
признание ценности гармоничных отношений между людьми, толерантность, умения
саморегуляции.



Художественно-эстетический потенциал: самосознание и адекватная самооценка,
способность рассуждать и критически оценивать произведения литературы и
искусства, высокая

креативность, способность

к самореализации,

осознанные познавательные интересы и стремление их реализовать.


Физический

потенциал:

здоровья, самоорганизация
умение

самоопределение
на уровне

в способах
здорового

достижения
образа

жизни,

оказывать первую медицинскую помощь, способность действовать в

чрезвычайных ситуациях.
РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
7

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при
непосредственном участии Школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей с портретами ветеранов
Великой Отечественной войны проходит ежегодно);
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только
родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты);
-акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят творчески
оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы, проходящим на данный
момент срочную службу в Армии) и др.
 открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок.
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их
рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с
обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления
образования, КДН и ЗП, ПДН);
 проводимые для жителей деревни и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу , «Веселые старты» и т.п. с
участием родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
-концерты выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, 8 Марта, 9
Мая и др.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися,
проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
8

- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс,
проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники,
День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый
звонок», «Последний звонок» и др.;
-Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики,
биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и
благодарностей;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года
Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе
«Лучший класс школы».
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных
за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие
представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных
для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых
дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и
другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером
для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот
или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
9

учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и
школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные
«огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом
беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность
за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
10

 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий
в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит
им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе
важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- формирование в кружках, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов:
Общекультурное(художественно-эстетическое). внеурочной деятельности «Волшебные
краски», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Следопыты»,
направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на
развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Спортивно-интеллектуальный. Курсы внеурочной деятельности «Шашки», направленные на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.


Социальное,общественно-полезная деятельность. Курс внеурочной деятельности
«Форвард», «Финансовая грамотность», направленный на развитие творческих
способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к
физическому труду.
Игровая деятельность. внеурочной деятельности направленные на раскрытие творческого,
умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного
общения, умений работать в команде.
11



Духовно-нравственное, патриотическое: обеспечивает развитие обучающихся в

единстве

урочной,

внеурочной

и

внешкольной

деятельности,

в

совместной

педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу работы
по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые
национальные ценности российского общества, формирование общечеловеческих
ценностей в контексте развития у обучающихся
воспитание

нравственного,

ответственного,

гражданской

инициативного

и

идентичности;
компетентного

гражданина России; приобщение обучающихся к культурным ценностям своей
этнической или социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности; формирование духовной культуры, привитие
любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма,
позитивного отношения к базовым ценностям общества. По итогам работы в данном
направлении проводятся конкурсы, концерты, защита проектов;
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного
пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует
постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в
себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В настоящее время развивается система дополнительного образования в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования
всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их
реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными
образовательными

потребностями,

модернизацию

инфраструктуры

и

совершенствование

профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Направления дополнительного образования:



Спортивно-интеллектуальный: «Шашки».
Технический : «Дозор».



Художественное направление: «Волшебные краски».



Социально-педагогическое направление: проектная деятельность «Форвард»,
«Финансовая грамотность»



Туристко-краеведческое направление: «Экотуризм».



Интеллектуальный : «Эрудит»
12



Экологическое : «Юный эколог»

3.4. Модуль «Школьный урок»
педагогами воспитательного потенциала

Реализация школьными
урока предполагает
следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее
обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
13

 через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее ООШ), создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (
старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой ООШ и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе
Структура ученического самоуправления:
Общее собрание обучающихся

Совет обучающихся школы

Председатель совета

Отдел
спорта

Отдел
знаний

Отдел
культуры

Отдел
информации

Отдел
труда

Лидер класса

Совет класса

сектор
спорта

сектор
знаний

сектор
культуры

сектор
информации

сектор
труда

Ученик

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное движение «Лидер » – это добровольное
детско-юношеское объединение , созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на
основе общности интересов для реализации общих целей.
14

 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для
их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым
людям; совместная работа с ДК по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в
благоустройстве территории Детского сада; участие школьников в работе на прилегающей к школе
территории и т.п);
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для
их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей
школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);.
Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
 ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и
родителями школьников, после окончания учебного года;
 регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными
руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны»
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает
в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
 посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
15

 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети

интернет;
 освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.

3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми
рассказов, стихов, сказок, репортажей;
 участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса
и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее
влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, актового зала, окна и
т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с
работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
16

 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во
дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со
школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.


Воспитательная работа по реализации модуля.

Содержание и виды деятельности
Формирование
наглядными
средствами
положительных установок обучающихся на
учебные и внеучебные занятия
Размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций для расширения
представлений о разнообразии эстетического
осмысления мира

Оборудование спортивных, оздоровительнорекреационных
и
игровых
площадок,
доступных и приспособленных для
обучающихся
Формирование познавательного интереса к
чтению через доступные формы общего
пользования книгами
Проявление
фантазии
и
творческих
способностей,
создающих
повод
для
длительного общения классного руководителя
со своими обучающимися;
Оформление
пространства
проведения
конкретных школьных событий

17

Формы деятельности
Оформление интерьера школьных помещений
(вестибюля, коридоров их периодическая
переориентация Конкурс «Лучший школьный коридор»
Выставки творческих работ обучающихся;
картин определенного художественного стиля
фотоотчетов об интересных школьных
событиях:
Благотворительная
ярмарка
семейных поделок в пользу нуждающихся в
помощи
Зоны активного и тихого отдыха в свободном
пространстве школы;

Совместное
благоустройство
классных
кабинетов силами педагогов, учащихся и их
родителей
Событийный дизайн праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих проектов,
выставок, собраний, конференций и т.п.

Благоустройство
различных
участков Конкурсы творческих проектов
пришкольной территории
Акцентирование
внимания
обучающихся Стенды, плакаты, инсталляции
посредством
элементов
предметноэстетической среды на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.

18

3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;

педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
 взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
 обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей.
Модуль 3.12. «Профилактика»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению
«Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных
навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения,
создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу,
уважение к

правам

стрессоустойчивости,

и

свободам

воспитанию

человека,

позитивного

законопослушного

отношения

поведения

и

к

реализуется

следующим направлениям:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков
группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой
безнадзорности и преступности;
- организация

профилактической

работы

по

предупреждению

правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции
родителейучащихся;
- сотрудничество с организациями и службами Тарбагатайского района по
19

жизни,
по

работе ссемьей с целью повышения воспитательной функции семьи и
обеспечению
корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путем:
• составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
• выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей
«группы риска»;
• создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
• выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных причин;
• посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий;
• разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда «Безопасность»
• родительских лекториев;
• мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
• мероприятий в рамках Межведомственной комплексной оперативнопрофилактическойоперации "Дети России";
• взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
• вовлечения детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую деятельность;
• организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по
деламнесовершеннолетних, полиции.
2.Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:


оказать помощь в решении личностных проблем социализации и
построенииконструктивных отношений с родителями, педагогами и
сверстниками;



содействовать профилактике неврозов;



способствовать развитию навыков саморегуляции и управления

стрессом.Реализация путем:


работы школьного педагога – психолога;



лекториев для педагогического коллектива;



индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и
классными руководителями;



общешкольных родительских собраний;



лекториев для родителей;
20



консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;



мониторинга среди учащихся по выявлению детей, находящихся в
кризисной ситуации, посредством заполнения и последующего анализа
«карты факторовсуицидального риска»;



изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классных
коллективах(социометрия) и выявление «изолированных» детей;



комплексной психологической диагностики учащихся проблемами
обучения, развития, воспитания.



тематических классных часов.



консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;



функционирования «Горячей линии» школьного педагога – психолога;



информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.

3.Профилактика

экстремизма

и

терроризма.Задачи воспитания:


воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;



достижение необходимого уровня правовой культуры как основы
толерантного сознания и поведения;



формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к
межэтническому мируи согласию, готовности к диалогу;



разработка и реализация комплексного плана, направленного на
формирование уподрастающего поколения позитивных установок на
этническое многообразие.

Реализация путем:


организации плановой эвакуации обучающихся;



организации учебы работников по безопасности;



уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане.



организации тематических классных часов по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой,
национальной, религиозной розни;



организации родительских собраний по проблеме воспитания
толерантности уобучающихся, по профилактике проявлений
экстремизма;



организации уроков доброты, нравственности;



встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу
ответственности за участие в противоправных действиях;
21

4.Профилактика

алкоголизма,

наркомании

и

табакокурения.Задачи воспитания:


продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей,
негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической
деятельности сучащимися, педагогами, родителями;



способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий,
направленных на формирование у учащихся стремления к ведению здорового
образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность
здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;



систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и
общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных
напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий;



продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике
употребленияспиртных напитков, наркотических и психотропных веществ,
табачных изделий;



продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей
учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.
Реализация путем:


установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей,

детей, состоящих под опекой и попечительством;


установления учащихся, склонных к употреблению алкоголя,

наркотиков, токсических веществ, табакокурению и проведение с ними
профилактической работы;


совместных рейдов с сотрудниками полиции на предмет выявления

мест(скоплений учащихся), отрицательно воздействующих на детей;


корректировки картотеки индивидуального учёта подростков «группы риска»;



проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции);



контроля над внеурочной занятостью учащихся;



организации профилактических рейдов «Подросток»;



размещения информационно-методических материалов на сайте школы;



контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся,

не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая
работа с ними, своевременное реагирование;


организации лекториев, циклов бесед, круглых столов, тематических

классныхчасов, акций, квестов, конкурсов для учащихся;


систематического выявления учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ

«Об ограничении курения табака», Законы
22

«О профилактике наркомании и

токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда
здоровью и развитию несовершеннолетних », «О защите несовершеннолетних от
угрозы

алкогольной

зависимости

несовершеннолетних» другие

и

профилактике

нормативные

акты,

алкоголизма

регулирующие

среди

поведение

школьников и принятие мер воспитательного воздействия к ним;


организации семинаров с элементами тренинга по профилактике

наркомании,табакокурения, алкоголизма;


организации консультаций для родителей по вопросам

профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.


организации родительские собраний, лекториев, анкетирования, работы школы

«Успешный родитель», функционирования «Горячей линии» школьного психолога.
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов
на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с
детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора
по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Направление самоанализа
Критерии
Формы
Результаты воспитания,
социализации и саморазвития
обучающихся

Динамика личностного
развития обучающихся
каждого класса
23

Педагогическое
наблюдение

Состояние организуемой
в ОО совместной
деятельности обучающихся и
взрослых

Наличие в ОО событийно
насыщенной и личностно
развивающей совместной
деятельности
обучающихся и взрослых

Беседы с обучающимися
и родителями, педагогическими
работниками, лидерами
ученического самоуправления,
мониторинг

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень
воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей
и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
3.Управление воспитательным процессом в образовательной организации.
- имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах,
регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и
правах, сфере своей ответственности (анкетирование);
-создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в
сфере воспитания;
-поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками.
Отслеживание состояния
организации,

воспитательного
своевременная

процесса

его
24

в

образовательной

корректировка

и

прогнозирование

дальнейшего развития проводитсяежегодно.

Мониторинг

нравственного развития

воспитанияосуществляется

и

результатов

духовно-

в 1-х классах– в течение 4-ей четверти,
во 2-4-х классах – в течение 3-йчетверти.
Процедура

Класс

Сроки проведения

Оценка мотивации обучения школьников

5 класс

Конец октября - начало ноября
(после адаптационного периода)

7 класс
9 класс

Сентябрь - октябрь

5 класс
6 класс

Конец октября - начало ноября
(после адаптационного периода)

7 класс
9 класс

Сентябрь - октябрь

Оценка ценностных ориентаций

6 класс
8 класс

Ноябрь - декабрь

Оценка профессиональной идентичности

8 класс

Апрель - май

Оценивание уровня развития
самооценки и притязания

4.Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации.
-в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации
воспитательного процесса, нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей;
-какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно;
-какие нуждаются в обновлении.
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу ,и
проект направленных на это управленческих решений.

25

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
5-9 КЛАССЫ
Ключевые общешкольные дела
Дела

Классы

Торжественная линейка «Первый
звонок»
Мероприятия месячников
безопасности и гражданской
защиты детей (по профилактике
ДДТТ, пожарной безопасности,
экстремизма, терроризма,
разработка схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебно-тренировочная
эвакуация учащихся из здания)
Открытие школьной спартакиады.
Осенний День Здоровья
День трезвости: конкурс плакатов

1-9

Ориентировочное
время
проведения
1.09.20

1-9

сентябрь

Ответственные
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
учитель ОБЖ

1-9

сентябрь

5-9

сентябрь

Презентация движения школы «Не
будь равнодушным»
«Посвящение в пятиклассники»

1-9

сентябрь

5-7

сентябрь

Мероприятия месячника
правового воспитания и
профилактики правонарушений.
Единый день профилактики
правонарушений и деструктивного
поведения (правовые,
профилактические игры, беседы и
т.п.)
День учителя в школе: акция по
поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда,
День самоуправления, концертная
программа, выставка рисунков
«День Учителя».
Президентские состязания по ОФП

1-9

октябрь

1-9

октябрь

Педагог организатор
Нетесова Е.Е

1-9

Октябрь,

«Золотая осень»: Фотоконкурс.
Праздник «Краски осени». Конкурс
поделок из природного и бросового
материала.
Мероприятия месячника
взаимодействия семьи и школы:
выставка рисунков, фотографий,

1-9

октябрь

1-9

ноябрь

Учителя
физкультуры
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
классные

апрель

26

Учитель
физкультуры
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
Педагог организатор
Нетесова Е.Е,
классные
руководители

акции по поздравлению мам с Днем
матери, конкурсная программа
«Мама, папа, я – отличная семья!»,
беседы, общешкольное
родительское собрание
День правовой защиты детей.
Просмотр, обсуждение видеоролика
«Наши права». Анкетирование
учащихся на случай нарушения их
прав и свобод в школе и семье.
Предметная неделя (шахматношашечный турнир.
Соревнование по теннису

руководители

1-9

ноябрь

Психолог
Нетесова М.В

1-9

ноябрь

Учитель
физкультуры
Учитель
физкультуры
МО
учителейпредметников

5-9

ноябрь

Предметная неделя истории,
обществознания (игрыпутешествия, познавательные
игры и т.п.)

5-9

декабрь

Мероприятия месячника
эстетического воспитания в
школе. Новый год в школе:
украшение кабинетов, оформление
окон, конкурс плакатов, поделок,
праздничная программа.
Предметная неделя литературы,
русского и английского языков
(конкурсы чтецов, сочинений,
интеллектуальные игры и т.п.)
Час памяти «Блокада Ленинграда»

1-9

декабрь

Педагог организатор
Нетесова Е.Е
«классные
руководители

5-9

январь

МО учителейпредметников

1-9

январь

Лыжные соревнования

5-9

январь

Мероприятия месячника
гражданского и патриотического
воспитания: патриотической песни,
соревнование по пионерболу
акции «Письмо солдату», по
поздравлению пап и дедушек,
мальчиков, конкурс плакатов и
рисунков, Уроки мужества.
Мероприятия месячника
интеллектуального воспитания
«Умники и умницы». День науки в
школе: защита проектов и
исследовательских работ
8 Марта в школе: конкурсная
программа «Вперед, девчонки!»,
выставка рисунков, акция по
поздравлению мам, бабушек,
девочек.
Мероприятия месячника
нравственного воспитания
«Спешите делать добрые дела».

1-9

февраль

Учитель литературы
классные
руководители
Учитель
физкультуры
классные
руководители,
учителя
физкультуры

1-4

март

Педагог организатор
Нетесова Е.Е

1-9

март

Педагог организатор
Нетесова Е.Е

1-9

27

апрель

классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

Весенняя неделя добра
День космонавтики: выставка
рисунков

апрель

1-7

Конкурс «Безопасное колесо»

5-7

апрель

Мероприятия месячника ЗОЖ
«Здоровое поколение». Закрытие
школьной спартакиады. Весенний
День здоровья Акция "Школа
против курения". Туристические
походы.
День Победы: акции «Бессмертный
полк», «С праздником, ветеран!»,
Вахта памяти у памятника «Павшим
в годы войны», концерт в ДК,
проект «Окна Победы» и др.
Торжественная линейка «Последний
звонок»
Выпускной вечер в школе

1-9

май

классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
классные
руководители,
учителя
физкультуры

1-9

май

Педагог организатор
Нетесова Е.Е
классные
руководители

1-9

май

5-9

июнь

Педагог организатор
Нетесова Е.
Педагог организатор
Нетесова Е.

Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Согласно плану внеурочной
деятельности

Количество
часов
в неделю

Классы

1-9

10

Ответственные
Директор,зам
директора ,учителя

Самоуправление
Дела, события, мероприятия

Классы

Выборы лидеров, активов классов,
распределение обязанностей.
Общешкольное выборное собрание
учащихся: выдвижение кандидатур
от классов в Совет обучающихся
школы, голосование и т.п.
Конкурс «Лучший ученический
класс»
Работа в соответствии с
обязанностями
Отчет перед классом о проведенной
работе
Общешкольное отчетное собрание
учащихся: отчеты членов Совета
обучающихся школы о проделанной
работе. Подведение итогов работы

5-9

Ориентировочное
время
проведения
сентябрь

5-9

сентябрь

1-9

В течение года

5-9

В течение года

1-9

май

5-9

май

28

Ответственные
Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.
Педагог организатор
Нетесова Е.
Классные
руководители
Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.

за год
Профориентация
Дела, события, мероприятия

Классы

Мероприятия месячника
профориентации в школе «Мир
профессий». Конкурс рисунков,
профориентационная игра,
просмотр презентаций, диагностика.

1-9

Ориентировочное
время
проведения
январь

Ответственные
Педагог организатор
Нетесова Е.
классные
руководители

Школьные медиа
Дела, события, мероприятия

Классы

Кино уроки посвящённые
патриотическому воспитанию детей
Видео-, фотосъемка классных
мероприятий.

1-9

Ориентировочное
время
проведения
В течение года

1-9

В течение года

Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители

Детские общественные объединения

Трудовая акция «Школьный двор»

1-9

Ориентировочное
время
проведения
октябрь

Акция к Международному дню пожилых
людей «Подари улыбку»

1-9

ноябрь

Акция: «Покормите птиц зимой».

1-9

декабрь

Педагог организатор
Нетесова Е.Е

Акция «Дарите книги с любовью»

1-9

февраль

Акция «Мы здоровое поколение»

1-9

март

5-9

апрель

1-9

апрель

Педагог организатор
Нетесова Е.Е
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
Педагог организатор
Нетесова Е.Е
Педагог организатор
Нетесова Е.
классные
руководители

Дела, события, мероприятия

Весенняя Неделя Добра (ряд
мероприятий, осуществляемых
каждым классом и волонтерским
движением школы: «Чистое село чистая планета», «Памяти павших»,
«О сердца к сердцу», «Посади
дерево», «Подарок младшему
другу», «Помощь пожилому
односельчанину на приусадебном
участке», «Здоровая перемена» и
др.)

Классы

29

Ответственные
Педагог
организатор
Нетесова Е.

1-9
5-9

Участие в проектах и акциях РДШ

В течение года

Педагог организатор
Нетесова Е.Е

Экскурсии, походы

Посещение концертов в Доме
культуры
Экскурсия в школьный музей

1-9

Ориентировочное
время
проведения
В течение года

1-7

январь

Сезонные экскурсии в природу

1-7

По плану клас.рук.

Поездки на Колину поляну

1-9

По плану клас.рук.

1-9

По плану клас.рук.

1-9

май

1-9

май

Дела, события, мероприятия

Классы

Туристические походы «В поход за
здоровьем»

Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Рук.кружка
«Музейное дело»
Классные
руководители

Организация предметно-эстетической среды

Выставки рисунков, фотографий
творческих работ, посвященных
событиям и памятным датам

1-9

Ориентировочное
время
проведения
В течение года

Оформление классных уголков

1-9

В течение года

Трудовые десанты по уборке
территории школы
Трудовой десант по озеленению
школьных клумб
Праздничное украшение кабинетов,
окон кабинета

1-9

В течение года

1-9

Сентябрь, апрель

1-9

В течение года

Дела, события, мероприятия

Классы

Ответственные
Педагог организатор
Нетесова Е.
классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители

Работа с родителями
Дела, события, мероприятия

Классы

Участие родителей в проведении
общешкольных, классных
мероприятий: «Бумажный бум»,
«Подари ребенку день»,
«Бессмертный полк», новогодний
праздник, «Мама, папа, я – отличная
семья!»,
Общешкольное родительское

5-9

Ориентировочное
время
проведения
В течение года

1-9

Октябрь, март

30

Ответственные
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители

Директор школы

собрание
Педагогическое просвещение
родителей по вопросам воспитания
детей
Информационное оповещение через
школьный сайт
Индивидуальные консультации
Совместные с детьми походы,
экскурсии.
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения детей
«Правила поведения в ОУ; Устав
ОУ»; «Профилактика
правонарушений и преступлений»,
«Ответственность
несовершеннолетних за
правонарушения»,
«Выполнение закона о
комендантском часе для
подростков», Инструктажи по
правилам на спортивных
площадках, пользование
спортивным оборудованием и
снарядами, безопасный маршрут
домой, ПДД, ППБ, соблюдение
правил личной гигиены.
Беседы по правилам пожарной
безопасности, безопасности вблизи
водоемов и рек. Беседы по
профилактике ОРВИ, Covid-19,
ОКИ
Мероприятия в рамках
профилактики
суицидального поведения.
Информационные
буклеты: «Осторожно,
СНЮС», «Осторожно,
СПАЙС»,
«Осторожно, НАСВАЙ»,
«Осторожно, ВЕЙП»,
«Осторожно,
СНИФФИНГ». Беседа
«Модный дым».
Инструктажи по ТБ в период 1
четверти (согласно плану).
Мероприятия в рамках
«Месячника нравственноправовой грамотности»
Беседы – напоминания о
зимних дорожных ловушках.
Мероприятия в рамках

1-9

1 раз/четверть

Классные
руководители

1-9

В течение года

Заместитель
директора по ВР
Классные
руководители
Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.
классные
руководители

1-9

В течение года

1-9

По плану классных
руководителей
По плану Совета

1-9

Профилактика
1-9
Сентябрь

Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

1-9

Октябрь

Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

1-9

Ноябрь

Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

31

межведомственной комплексной
оперативно-профилактической
операции"Дети России"
(согласно плану для учащихся 59 классов)
Круглый стол «Мои права и
обязанности»
Проведение классных часов по
теме
«Пожарная безопасность на
новогодних праздниках»,
«Пиротехника и последствия
шалости с пиротехникой».
Инструктаж с учащимися по
ПБ, ПДД, ПП на новогодних
праздниках и перед
новогодними праздниками,
каникулами
Учебно-тренировочная
эвакуация учащихся из актового
зала
Беседы на классных часах
«Профилактика правонарушений и
преступлений»
Беседа «Безопасность на дорогах»,
«ППБв быту».
Информационные классные часы по
профилактике буллинга: «Способы
решения конфликтов с
ровесниками» Инструктаж
«Безопасность учащегосяпри
встрече с бродячими собаками»
Презентация
«Безопасность в
социальной сети:
зачем?»
Профилактика
суицидальной
направленности.
Профилактические мероприятия
по ППБ, ПДДПрофилактика
терроризма, экстремизма.
Профилактические мероприятия
по суицидальности: классный
час
«Способы решения конфликтов с
родителями» беседы:
«Правонарушения и
ответственность за них»
В рамках декады «Профилактики
правонарушений и пропаганды
здоровогообраза жизни» провести
мероприятия:
«Как не стать жертвой
преступления»

1-9

Декабрь

Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

5-9

Январь

Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

1-9

Февраль

Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

1-9

Март

Классные
руководители
Педагог организатор
Нетесова Е.Е

32

Инструктаж «Безопасность
Классные
1-9
Апрель
учащихся вблизи водоемов
руководители
весной»,
«Безопасное поведение при
Педагог организатор
теракте,
Нетесова Е.Е
Лекция «Осторожно клещевой
энцефалит»
Проведение классных часов по
Классные
1-9
Май
теме
руководители
«Пожарная безопасность в лесу и на
дачныхучастках»
Беседы на классных часах
Педагог организатор
«Профилактика правонарушений и
Нетесова Е.Е
преступлений»,
«Выполнение закона о
комендантском часе для
подростков» перед уходом на
летние каникулы.
Инструктаж с учащимися по ПБ,
ПДД, ПП перед каникулами,
правила поведения
«На водоёмах», «Укусы насекомых
и змей»
Инструктаж по технике
безопасности во время летних
каникул
Классное руководство
(согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей)
Школьный урок
(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)

Педагог организатор : (Нетесова Е.Е.)

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83014328738

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».