Положение о рабочей программе ФГОС НОО и ООО

2
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА,
РЕАЛИЗУЮЩЕГО ФГОС НОО и ООО
МБОУ «Барская ООШ»
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской
Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Согласно Закону Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» составление рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин
(модулей)
входит
в
компетенцию
образовательного
учреждения.
Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих
программ.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ,
обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований
ФГОС к условиям и результату образования обучающихся начальной и основной ступени
образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения
(далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине
(образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального и основного общего образования.
1.4. Функции рабочей программы:
 нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
 целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она
введена в ту или иную образовательную область;
 определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
 процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;
 оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля
и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности
ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального и основного
общего образования, относятся:
 программы по учебным предметам;
 программы по внеурочной деятельности;
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного
учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа
данному предмету).

разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по

3
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и
т.д.).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть
обеспечено ее соответствие следующим документам:
 федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего
образования;
 федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего
образования;
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального и
основного общего образования;
 программе формирования универсальных учебных действий;
 основной образовательной программе начального и основного общего образования;
 примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и
науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
 федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования;
 учебному плану общеобразовательных учреждений;
 требованиям к оснащению образовательного процесса.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной
школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для
создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый
учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам
и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет
часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебнометодические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена на компьютере. Таблицы
вставляются непосредственно в текст.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. Титульный
лист считается первым, но не нумеруется, так же как и листы приложения. Текст набирается в
редакторе Word шрифтом Times New Roman кегль 12-14, листы Формата А4
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы
используется рабочая программа в виде:
 количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с
количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне
зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном
учреждении;
 производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем,
последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение
тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не
является корректировкой программы;
3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
 раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и ООО и
примерной программе;
 конкретизировать и детализировать темы;
 устанавливать последовательность изучения учебного материала;
 распределять учебный материал по годам обучения;

4
 распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их
дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов
школы;
 конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной
программы обучающимися;
 включать материал регионального компонента по предмету;
 выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения
и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3.4. Структура рабочей программы
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального
и основного общего образования с учетом специфики учебного предмета,
курса.
3. Общую характеристику учебного предмета, курса.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
(для педагога, реализующего ФГОС НОО);
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса.
7. Содержание тем учебного курса.
8. Контроль и оценка планируемых результатов.
9. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
10. Список литературы (основной и дополнительный)
11. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов
учебной деятельности обучающихся.(Приложение)
3.5 Структурные элементы рабочей программы учителя
Элементы
рабочей
программы
Титульный лист
Пояснительная
записка

Содержание элементов рабочей программы
См. Приложение 1
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и
др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса
обучающихся;
- особенность по отношению к ФГОС НОО
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный
предмет;
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени
обучения;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики
структуры программы, включая раскрытие связей основного и
дополнительного образования по данному предмету (при наличии
таковых);
- предполагаемые результаты;
- кратко излагается система оценки достижений учащихся;
- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных

5
Общая
характеристика
учебного предмета,
курса

обозначений.
- указывается примерная или авторская программа, на основе которой
разработана рабочая программа (издательство, год издания).
- конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с
учетом специфики учебного предмета, курса
- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы,
формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами
(разделами) учебного (образовательного) плана;
К какой образовательной области относится, в течение, какого времени
изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во
часов

Описание места
учебного предмета,
курса в учебном
плане
Описание
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
ценностных
ориентиров
содержания учебного
предмета
Личностные,
метапредметные и
предметные
результаты освоения
конкретного
учебного предмета,
курса

Содержание тем
учебного курса
Контроль и оценка
планируемых
результатов

Описание учебно –
методического и
материальнотехнического
обеспечения
образовательного
процесса
Список литературы
(основной и
дополнительный)

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с
требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для
каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме
совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по
предмету или примерными учебными программами (для интегрированного
курса).
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения
учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в
практической деятельности и повседневной жизни).
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- формы контроля.
Практические и лабораторные работы.
Творческие и практические задания.
Экскурсии и другие формы занятий.
Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.
Формы и вопросы контроля.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся.
В этом разделе указываются учебная и методическая литература,
нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень
необходимых для реализации программы учебно-методических пособий,
учебно - лабораторного оборудования, а также дидактических материалов,
которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в
программе, оборудование и приборы, методические и дидактические
материалы.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и
дополнительную. Перечень основной литературы включает издания,
используемые учителем при составлении программы и организации
учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений
авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия,

6
справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по
отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке
выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для
педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы
программы изданий, с указанием автора, названия книги, места и года
издания.
Календарно- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
тематическое
-дата проведения урока, календарные сроки
планирование с
- темы отдельных уроков ;
указанием основных - фактические сроки с описанием причин корректировки дат;
видов учебной
- дополнительные разделы исходя из специфики предмета по усмотрению
деятельности
учителя.
обучающихся

3.6. Содержание тем учебного курса представляется в виде следующей таблицы:
Раздел
учебного курса

Количество
часов

Текущий и промежуточный контроль.
Формы контроля

Раздел 1. …..
Раздел 1. …..
Раздел 1. …..
Раздел 1. …..
3.7. Календарно-тематическое планирование
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса)
на класс (титульный лист согласно Приложения № 2)
№
п/п

Дата

Тема урока

Характеристика
основных
видов
деятельности
учащихся

Планируемые
Домашнее
результаты
задание
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные,
личностные УУД)

Коррекция

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Учитель представляет Рабочую программу на заседание методического объединения
учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе
заседания методического объединения
учителей-предметников указывается факт
соответствия Рабочей программы установленным требованиям.
4.2. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебной
работе. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной

7
работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного
учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется
наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. Заместитель
директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись.
4.3. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ, ставит гриф
утверждения на титульном листе.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не
ограничен (или до момента введения нового Положения).
5. Компетенция и ответственность учителя
6.1. К компетенции учителя относятся:
 разработка Рабочих программ;
 использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных
технологий;
 организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным
графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы,
иными локальными актами к Уставу школы;
 осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями
государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
 отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в
соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного
процесса (расписанием занятий).
6.2. Учитель несет ответственность за:
 невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
 реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ
в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий
учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
 качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу,
предмету, дисциплине (модулю);
 нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.
6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или
заполнения технологической карты

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83014328738

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».